ПРЯМОЙ СИНТЕЗ ДИМЕТИЛОВОГО ЭФИРА ИЗ
СИНТЕЗ-ГАЗА И ЕГО ПРЕВРАЩЕНИЕ В УГЛЕВОДОРОДЫ (БЕНЗИН)
Пискарева М.А.
(Научные
руководители: д.х.н., проф. Голубева И.А., к.х.н. Лин Г.И.)
РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина
Введение
ДМЭ в настоящее время промышленно производится дегидратацией
метанола в объеме около 150 тыс. тонн в год, и используется главным образом в
качестве пропеллента в косметической промышленности. В небольших количествах
уже сегодня ДМЭ применяется как дизельное топливо и как топливо для бытовых
нужд (вместо СНГ). Диметиловый эфир имеет хороший потенциал использоваться в
будущем как топливо для электростанций (производства электроэнергии), для
автомобиля на топливной ячейке и как промежуточный продукт для синтеза ценных
химических веществ и в том числе бензина. Возможности альтернативного получения
бензина и жидких топлив активно исследуются во многих странах. В связи с этим,
получают свое развитие, процессы, объединенные под названиями «Gas to liquid» и «Biomass to liquid». Однако, среди процессов
газификации биомассы, есть и такие, которые дают очень бедный по своему составу
синтез-газ, содержащий более 50% азота и оксида углерода. Что же реально можно
сделать из такого «бедного» синтез-газа? Именно поэтому, целью этой работы
являлось исследование возможностей получения ДМЭ, метанола и бензина из такого
синтез-газа. Для этого был исследован синтез ДМЭ на медьцинкхромалюминиевом и
медьцинкалюминиевом катализаторах при широком интервале составов исходного
синтез-газа и вариациях объемной скорости при 260-280С и 5-10 МПа.
Эксперимент
Традиционная технология
синтеза ДМЭ состоит из двух стадий -
синтеза метанола и его дегидратации. Использование гибридных
катализаторов позволило объединить эти две стадий в одном реакторе. В отличие
от синтеза метанола, термодинамика прямого синтеза ДМЭ более благоприятна. За
счет одновременного протекания всех трех реакций, конверсия достигает 90%.
СО2 + 3Н2 =
СН3ОН + Н2О
|
-∆H298 = 50,1 кДж/моль
|
(2)
|
2СН3ОН = СН3ОСН3
+ Н2О
|
-∆H298 = 40,9 кДж/моль
|
(1)
|
СО + Н2О = СО2 +
Н2
|
-∆H298 = 23,4 кДж/моль
|
(3)
|
Испытания проводились на
опытной установке, состоящей из двух каталитических реакторов. Установка
позволяет в зависимости от режима работы и катализаторов получать ДМЭ прямым
методом и превращать ДМЭ в бензин, либо получать метанол или одновременно
метанол и ДМЭ.
Рис. 1. Опытный блок для
получения метанола, ДМЭ и бензина.
Для проведения данного
исследования в первый реактор загрузили гибридный катализатор прямого синтеза
ДМЭ, во второй соответственно цеолитный катализатор для синтеза бензина.
Входящие в реактора газы и выходящие из них, а так же жидкие продукты
анализировались методом газовой хромотографии.
1. Испытание
медьцинкхромалюминиевого катализаторе проводилось в течение 600 часов. При
давлении 5 МПа и температурах 260 и 280С и вариациях состава синтез газа и
времени контакта. Всего 10 серий экспериментов. Серии экспериментов проведены
для широкого интервала состава синтез-газа, вплоть до содержащего 57% азота.
Рис. 2. Зависимость
селективности от времени контакта для 1, 2, 8, 9, 10 серий экспериментов.
На Рис. 2 показана
зависимость конверсии и селективности от времени контакта для нескольких
(1,2,8,9,10) серий эксперимента. Видно, что селективность практически не
зависит от времени контакта. И при всех значениях времени контакта
селективность по ДМЭ не менее 66%. Конверсия СО сперва растет быстро, потом
замедляется. Точки для первой и девятой серий, когда катализатор проработал уже
более 500 часов (576ч) ложатся на одну кривую, что говорит от том, что падения
активности не наблюдалось. Точки 8-й и 10-й серий при 260С ложатся на одну
кривую, что говорит, о том, что стабильность катализатора не изменилась и после
600 часов. Аналогичная ситуация наблюдалась и для других составов газа.
2. На этом же катализаторе
(медьцинкхромалюминиевом) было исследовано влияние соотношения CO/CO2 на синтез ДМЭ в
проточно-циркуляционном режиме установки высокого давления. Соотношение СО к СО2
менялось в широком интервале от 0,07 до 15,2. С уменьшением этого соотношения в
исходном газе, массовый состав продуктов меняется, а именно, массовая доля
метанола растет, а доля ДМЭ понижается. Т.е. с понижением количества СО в
исходном газе, селективность по метанолу возрастает. Таким образом, изменяя это
соотношение, можно управлять селективностью процесса и получать преимущественоо
ДМЭ либо метанол или же их смесь.
3. Исследование
медьцинкалюминиевого катализатора в синтезе ДМЭ при 10МПа и содержании азота в
исходном газе 67% об. По результатам опыта видно, что селективность превращения
синтез-газа в ДМЭ практически не зависит от времени контакта и температуры, а
конверсия СО даже при малых временах контакта (0,47с) выше 50%.
4. В данной работе была
исследована возможность получения бензина из «бедного» синтез-газа,
(содержащего до 67% азота) в проточном режиме работы опытной установки. Показатели
процесса видите в Табл. 1. Процесс идет с высокой конверсией СО и с практически
100%-й конверсией ДМЭ. Основное преимущество данной технологии – высокая
селективность по жидким углеводородам, бензина получается около 50%.
Таблица 1. Показатели
процесса получения бензина из «бедного синтез-газа».
Полученный бензин
практически не содержит бензола, серных и азотистых соединений. Имеет высокое
октановое число, не менее 92, приблизительно 93-94 пунктов по
исследовательскому методу, без каких-либо добавок.
Выводы.
•Показано, что предложенные катализаторы прямого синтеза ДМЭ
позволяют перерабатывать в ДМЭ и метанол синтез-газ различного состава (с
содержанием азота до 67%, разных соотношениях CO/H2) с высокой конверсией CO и высокой селективностью по ДМЭ в интервале давлений 5-10
МПа и температур 220-300С.
•Изменяя технологические параметры процесса, а именно соотношение CO/CO2, можно управлять селективностью процесса.
•Основным достоинством является селективность действия
катализатора в отношении образования жидких углеводородов
•Катализатор позволяет получать
высококачественный бензин из CO и H2 через ДМЭ с высоким выходом.
Реализация процесса переработки природного газа в
высококачественное жидкое топливо и диметиловый эфир позволит утилизировать
сжигаемый сегодня попутный газ, разрабатывать удаленные от магистрального
газопровода месторождения газа и обеспечит топливом для местных нужд.
Возможность производства диметилового эфира и
бензина из биомассы еще более привлекательна, поскольку при этом весь
углекислый газ, выделяющийся при сгорании топлива, будет использован биомассой
в процессе ее рекультивации. Что сделает диметиловый эфир абсолютно чистым и
возобновляемым источником энергии.
|